Следует ли избегать термина «рак» в случае онкологических заболеваний, которые не несут большого риска для здоровья? Таким образом, можно было бы оградить пациентов от ненужного беспокойства и избавить их от прохождения излишних диагностических и лечебных процедур.
Этот вопрос оказался в центре экспертной дискуссии, развернувшейся на страницах BMJ.
Под раком подразумевают заболевание, которое, если его не лечить, будет неуклонно расти и распространяться на другие органы, что в итоге приведет к смерти человека.
К онкологическим заболеваниям сегодня относят как болезни, которые прогрессируют очень медленно (менее 5% в течение двух десятилетий), так и прогрессирующие чрезвычайно быстро (более 75% в течение одного-двух лет).
Благодаря современным программам скрининга увеличилось число пациентов, у которых был выявлен и пролечен рак сверхнизкого риска, например, рак щитовидной железы, простаты и молочной железы.
Так, до 35% всех выявленных в ходе скрининга случаев рака молочной железы могут относиться к категории сверхнизкого риска. Тем не менее, женщин с низким риском, таким как протоковая карцинома in situ, «спешно направляют в операционную, ввергая их в состояние перманентного беспокойства за свое будущее», отмечает специалист расположенного в Сан-Франциско Центра ухода за грудью Лаура Эссерман.
Вместо этого, по ее мнению, лучшей стратегией было бы не проведение операции, а активное наблюдение. Однако трудно уговорить на это пациентов, когда они понимают, что у них рак.
«Уточнение номенклатуры онкологических заболеваний является одним из важнейших шагов, которые мы можем предпринять для улучшения результатов и качества жизни больных раком», - уверена она.
Другие участники дискуссии отмечают, что создание новой классификации может привести к путанице. Вместо этого стоит уделять больше внимания просвещению населения и распространению знаний о природе рака.
Кроме того, на практике невозможно точно предсказать, как будет вести себя опухоль с низким риском, поэтому отказ от указания окончательного диагноза не позволит правильно лечить болезнь, а также следить за тем, как опухоль ведет себя, если ее не лечить.
В свою очередь редактор BMJ Бирте Твиссельманн отмечает, что завуалированная терминология тоже может стать поводом для беспокойства пациента, если он вдруг увидит в истории болезни что-то на его взгляд подозрительное. Называя онкологическое заболевания другими словами, можно избежать ярлыков, но пациенты могут беспокоиться из-за того, что существует некий скрытый смысл, не предназначенный для понимания неспециалистов.
BMJ (2019). DOI: 10.1136/bmj.k4699