Уважаемый посетитель!

Уведомляем Вас о том, что на данном сайте содержится информация, предназначенная для медицинских специалистов (дипломированных медицинских работников, студентов медицинского образовательного учреждения или представителей компании, работающей в сфере здравоохранения)

Если Вы не являетесь специалистом здравоохранения, администрация не несет ответственности за возможные отрицательные последствия, возникшие в результате самостоятельного использования Вами информации с сайта без предварительной консультации с врачом.

Вы являетесь сотрудником сферы здравоохранения?

Не являюсь

Почему Минздрав свернул программу по онкологии

В последние дни в СМИ появилась информация об отказе Минздрава от продолжения Федеральной программы по совершенствованию онкологической помощи. Это вызвало большой резонанс в обществе, многие восприняли завершение госпрограммы,  как сворачивание поддержки отечественной онкологической службы. Госпрограмма исчерпана, возражают чиновники – выделенные на нее 47 млрд рублей освоены, закуплено около 400 тысяч единиц оборудования. Со следующего года прекращается действовавшее до сих пор финансирование онкологии из госбюджета, все расходы на диагностику и лечение рака будут покрываться из средств территориальных фондов ОМС. Медновости разбирались, насколько программа решила стоявшую перед ней задачу перевооружения онкологической службы.

Минздрав готовит официальное заявление с ответом на обвинения в сворачивании федеральной национальной онкологической программы. По имеющимся сведениям, в ведомстве хотят напомнить, что Госпрограмма выполнила поставленные задачи и закончилась в определенный ей срок. При этом, проблемы диагностики и лечения онкологических заболеваний остаются в числе приоритетов государственного здравоохранения, просто будут решаться в других федеральных и региональных программах. Например, в государственной программе «Развитие здравоохранения».

Федеральная национальная онкологическая программа действовала в 64 субъектах России с 2009 года. За пять лет на мероприятия по совершенствованию онкологической помощи было потрачено более 47 млрд рублей (35 млрд рублей из федеральной казны на дорогостоящее оборудование для диагностики и лечения рака, 12,6 млрд рублей из бюджетов регионов – на проектирование и строительство новых медцентров). Было закуплено и установлено около 400 тысяч единиц медицинского оборудования: компьютерные и магнитно-резонансные томографы, рентгенологические приборы, видеоэндоскопические комплексы.

На прошлой неделе представители медицинского сообщества обсудили итоги Федеральной программы и признали ее успешной, хотя ее целевые результаты пока и не достигнуты (за пять лет уровень смертности от онкозаболеваний снизился на 1%, против ожидаемых 4%). Тогда же появилась информация и о том, что Госпрограмма по борьбе с онкологией не будет продолжена.

Это решение вызвало большой резонанс в обществе и среди специалистов, считающих, что говорить об окончании программы преждевременно – она должна продолжиться и сохранить статус федеральной. «Закупленное оборудование теперь должно заработать, а для этого тоже нужны средства, -- объяснил Медновостям эту позицию врач-онколог РОНЦ им. Блохина д.м.н Вадим Гутник. – Как и на дорогостоящие лекарственные препараты. Онкология очень наукоемкая и затратная дисциплина. На фоне действия Госпрограммы появилась надежда повысить качество лечения наших больных. И если она будет свернута, это будет большой шаг назад».   

По мнению зампредседателя  правления Ассоциации онкологов России, исполнительного директора НП «Равное право на жизнь» Дмитрия Борисова, решение о том, продолжать или завершать эту конкретную программу, должен принимать Минздрав. Вопрос в том, что придет ей на смену. «Стране нужна комплексная программа, которая предусматривала бы не только вопросы закупки оборудования, но и адекватного финансирования всего лечебного процесса, -- заявил Медновостям Борисов. – Завершившаяся программа решила лишь небольшую часть проблемы оснащенности далеко не всех онкоучреждений в стране. Она носила точечный характер по закупке тяжелого оборудования для диагностики и лучевой терапии».

При этом, говорить о влиянии нового оборудования на снижение смертности от рака рано, считают эксперты – в части регионов это оборудование работает еще не в полную силу, а где-то вообще не запущено. «Это оборудование диагностическое и обеспечивает только часть лечения, -- говорит Борисов. -- Хорошо, что оно появилось, но без системного финансирования лечебного процесса все это представляет из себя «потемкинскую деревню». Врач не может снизить смертность, имея в руках рентгеновский аппарат и не имея возможности лечить больного, проводить операции и назначать лекарства».

Сегодня было бы правильнее говорить о завершении не всей Госпрограммы, а лишь ее первого этапа, считает председатель совета директоров ЗАО «МСМ-МЕДИМПЭКС», д.э.н, к.м.н. Владимир Гришин. «Усилия государства по оснащению медучреждений высокотехнологичным оборудованием были своевременными и полезными, – считает эксперт. – Но эти усилия коснулись только 64 территорий. Сейчас необходимо дооснастить остальные двадцать. Кроме того, согласно нормативным документам Минздрава, необходимо больше линейных ускорителей для лучевой терапии (устройств для создания ионизирующего излучения), аппаратов брахитерапии (вида лучевой терапии, когда источник излучения вводится внутрь органа, пораженного опухолью) и рентгенотерапии и т.д. Пока же надо срочно организовать маршрутизацию пациентов из не попавших в программу территорий туда, где есть лучшие возможности для диагностики и лечения».

Кроме того, требуется срочно организовать сервис оборудования, иначе достигнутый «огромный технологический прорыв превратится в большую технологическую проблему», отмечает эксперт. Стоимость сервиса составляет от 3 до 5% стоимости оборудования. Оборудование морально и физически устаревает, поэтому надо проводить его модернизацию. Покупая новые модули, приставки и программы можно увеличить горизонты использования до 10 лет. Это будет в несколько раз дешевле, чем покупать новое.

И сейчас, считает Гришин, должен был бы начаться второй этап программы, связанный с внедрением современных методик диагностики и лечения на новом оборудовании и подготовкой кадров (только медицинских физиков в стране сегодня в несколько раз меньше, чем нужно для обслуживания имеющегося оборудования). «Следует также определить источники финансирования диагностики и лечения – высокозатратное онкологическое лечение не может вытянуть система ОМС, -- отмечает эксперт. А сегодня и сервис, и модернизация, и подготовка кадров лежат на плечах местных бюджетов. И, наконец, национальная онкологическая программа нуждается в постоянном мониторинге».

Между тем, в столице заявляют, что готовы взять на себя сброшенный с федерального бюджета груз по лечению онкобольных. Городские программы по борьбе с онкологией не отменяются и не заканчиваются, сообщил M24.ru заммэра Москвы по социальным вопросам Леонид Печатников. «На москвичах отмена программы Минздрава никак не отразится. С 2015 года в соответствии с законом о здравоохранении онкология переходит в обязательное медицинское страхование. Те же деньги, которые мы финансировали из бюджета, будут полностью переданы в фонд обязательного медицинского страхования», – заявил Печатников. 

Источник

Дизайн и поддержка: Ардис Медиа Отличный хостинг: Beget.ru