К такому выводу пришли ученые, проведя исследование с участием пожилых пациентов, страдающих одновременно раком и сахарным диабетом 2 типа. Сравнение проводилось между разными группами пациентов, часть которых применяла препараты класса агонистов рецептора глюкагоноподобного пептида-1 (GLP-1), другие – препараты класса ингибиторов дипептидилпептидазы-4 (DPP4i) и ингибиторы натрий-глюкозного котранспортера-2 (SGLT2i).
Для ретроспективного исследования были проанализированы истории болезни пациентов в возрасте старше 65 лет с диабетом 2-го типа и также страдающих одним из девяти видов рака (щитовидной железы, поджелудочной железы, мочевого пузыря, толстой кишки, легких, почек, молочной железы, эндометрия или предстательной железы). Для изучения были взяты данные, собранные с 2013 по 2020 год.
Исследователи не обнаружили существенной разницы в риске смертности между теми, кто применял агонисты рецептора GLP-1 (наиболее популярным из которых является семаглутид, более известный под торговым названием «Оземпик») и ингибиторы SGLT2 (или флозины, например, препарат для лечения сахарного диабета 2-го типа «Форсига»). Однако при сравнении группы, использовавших агониты рецептора GLP-1 с группой, применявших ингибиторы DPP4i (первым таким препаратам стал «Ситаглиптин», одобренный для лечения диабета в 2006 году) наблюдалась выраженное снижение уровня смертности (коэффициент риска 0,60).
Выраженная повышение уровня выживаемости не зависело от возраста, пола, расы и некоторых типов рака, а именно, в случае в колоректальным раком, раком легких и молочной железы.
Как отмечают авторы исследования, хотя им не удалось установить причинно-следственную связь, исследование помогло выявить новые данные о пользе агонистов рецептора GLP-1.
Rotana M. Radwan et al, GLP-1 RA Use and Survival Among Older Adults With Cancer and Type 2 Diabetes,
JAMA Network Open (2025). DOI: 10.1001/jamanetworkopen.2025.21887